Программа
Семинары
Онлайн-семинар «Критика»
Елена Погорелая – поэт, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»
Услышав слово «критика», многие люди непроизвольно морщатся, предполагая, что дальше будет скука и осуждение. Однако та критика, которая становится предметом изучения на курсе в школе писательского мастерства «Пишем на крыше» – совсем другая. Она не про осуждение, а про осмысление; про возможность ориентироваться в пространстве современной литературы, открывая для себя новые и переосмысливая уже прозвучавшие тексты и имена.
Семинар по литературной критике от «Вопросов литературы» предполагает знакомство с современной литературой – прозой, поэзией, «перекрестным жанром» нон-фикшн, – а также опыт медленного прочтения произведений и сборников, ключевых для современного литературного процесса. Участники семинара получат возможность поработать в разных критических жанрах – от рецензии до тематического обзора, от колонки до аналитического эссе, чтобы определиться, какой из них более органичен для них с точки зрения осмысления литпроцесса и собственного в нем присутствия.
Программа занятий предполагает сочетание теории и практики. Первые семинары будут посвящены преимущественно обзору существующих жанров современной литературной критики (проблемная статья, рецензия, пост, интервью…); на семинарах второй половины курса участники смогут попробовать себя в написании рецензий, в формате интервью и т. д. – возможно, с последующей публикацией в журнале или на сайте «Вопросов литературы».

К рассмотрению принимаются критические статьи, рецензии, обзоры, интервью на соответствующие литературные темы и т. д. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
6, 13, 20, 27 апреля,
11, 18, 25 и 1 июня
в 17:30

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Проза»
Сергей Беляков – писатель, историк, кандидат исторических наук, лауреат премии «Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Урал»
Задача семинара – помочь прозаикам научиться писать так, чтобы читать их сочинения было интересно не только им самим, но и другим людям, в том числе издателям и редакторам.

Курс будет состоять из двух неравных частей. Первая посвящена обсуждению повестей и рассказов, представленных самими участниками. На этом этапе важно дать возможность писателю увидеть, как его текст выглядит со стороны, как воспринимают его читатели, насколько реализован авторский замысел. Вторая часть – работа над специальными заданиями, их формат и тематика определятся после знакомства с текстами участников семинара.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
4, 11, 18, 25 апреля,
2, 16, 23 и 30 мая
в 18:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Поэзия», а также офлайн-семинар «Мастерская» (для продолжающих)
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Поэтический семинар можно назвать постоянным, однако занятия конечны и выстраиваются в некоторый цикл: к каждому участники получают задание, и мы все вместе учимся слушать тексты, созданные за неделю. Если семинарист начинает быстро расти, то есть писать каждый новый текст иначе, то при таком подходе это становится заметно сразу и всем.

Семинар принимает в свой круг людей, независимо от опыта чтения и письма: мы соприкасаемся с опытом друг друга, учимся наблюдать и слушать. Каждый текст получает подробное и ремесленное обсуждение: мы не вписываем его в литературу бывшую или нынешнюю, а учимся слушать и вытягивать стихотворение, ориентируясь на его звучание и структуру.

Наша задача – создать такую атмосферу, в которой каждый ученик получает от мастера то, что хочет. Кто хочет магистральную тему – находит магистральную тему, кто хочет научиться писать книгами – начинает писать книгами, каждый приобретает именно то, во что готов вкладываться.

Очень часто, на каждом семинаре, находится ученик, совершающий поразительные метаморфозы: он словно получает разрешение говорить и делает настоящий прыжок. Вы можете увидеть этот прыжок, научиться его видеть, и – самое главное – самостоятельно научиться «прыгать».

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
все субботы
и воскресенья апреля и мая, а также 1 июня
в 15:30
(кроме 13 апреля:
в 15:00)

(в редакции «Вопросов литературы» и в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Евгений Абдуллаев — поэт, прозаик, критик, кандидат
философских наук, член редакционного совета журнала «Дружба народов»
Вы пишете стихи.
Неважно, как давно вы этим занимаетесь. Написали свое первое стихотворение только что – или пишете уже годами.
Неважно, насколько серьезно вы к своим стихам относитесь. Называете их с улыбкой «стишками» – или с легкой дрожью в голосе, «произведениями». Или никак не называете, а давая кому-то прочесть, говорите, чуть потупившись: «Вот... написал...»
Неважно, что вы со стихами потом делаете. Стыдливо прячете от посторонних глаз – или же читаете и публикуете везде, где только возможно.
Все это неважно. Главное, что вы пишете стихи. И хотите писать их лучше.
Этот курс рассчитан на тех, кто готов учиться и расти. Кто готов расширить свое понимание того, что такое поэзия вообще – и, особенно, современная русская поэзия.
Что такое «поэзия для глаз» и «поэзия для слуха», и можно ли их соединить? Допустимы ли неправильности в стихах? Нужны ли и для чего в стихах повторы?
Ответам на эти и многие другие вопросы и будут посвящены эти занятия на виртуальной «крыше» одного из старейших литературных журналов.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
4, 11, 18, 25 апреля,
2, 16, 23, 30 мая
в 19:00

(в «Zoom»)
Офлайн-семинар «Проза»
Ольга Новикова – прозаик, критик, редактор отдела прозы журнала «Новый мир»
«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», – легендарное приветствие «Серапионовых братьев», собиравшихся в 1921 году в петроградском Доме искусств. Мы будем говорить о том, как преодолеть эту естественную и даже необходимую трудность. Будем читать друг друга. На семинарах авторы выступят с изложением собственного кредо, а мы выскажем свои интерпретации и оценки их текстов. Обсуждать будем и произведения, представленные при записи в Школу, и вещи, написанные в процессе учебы.

В искусстве главное – личность автора. «Умеет писать» и «есть что сказать» – редко эти два качества встречаются в одном человеке.

Я вижу конкретные задачи: это выработка собственного стиля и тренировка наблюдательности, внимание к миру и к каждому человеку. Того, что мы берем из себя, для искусства не хватает.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
5, 12, 19, 26 апреля,
10, 17, 24, 31 мая
в 13:00

(в редакции «Вопросов литературы»)
Офлайн-семинар «Журналистика»
Михаил Визель — журналист, писатель, литературный критик, переводчик, шеф-редактором портала «Год литературы»
«Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием», – учит Экклезиаст. Кажется, что заоконная реальность опровергает его на каждом шагу. Глаз и ухо лопаются от новостей и мнений, идущих к нам из каждого утюга – теперь уже, кажется, буквально. Мало того: теперь и сами эти утюги, подключившись к интернету, научились вполне складно «генерить оригинальный контент» и отправлять его в телеграм-каналы…
Сохраняется ли в столь изменившихся условиях сама профессия журналиста? И если да, то в чем нынче его задача?
10 лет возглавляя редакцию работающего при «Российской газете» портала «Год литературы», я ежедневно задаю себе эти вопросы и ищу на них ответы.
Конечно, мой бэкграунд — переводческий семинар Литературного института, многолетнее книжное и музыкальное обозревательство и, главное,экстремальный опыт работы в первой редакции Lenta.ru, обобщённый в книге о её основателе Антоне Носике «Создатель» (финал «Большой книги» 2023 г.), дает мне для этого достаточно инструментов. Но я прекрасно понимаю, что мир меняется ежедневно, и ответы нужны ежедневно новые.
На семинаре «Литературная журналистика», мы разберём, как преломляется в наши дни незыблемое «правило трёх W» (where, who, what), чем отличаются друг от друга репортаж, обзор, колонка, интервью, рецензия, список, каким критериям они должны удовлетворять, а какие вещи в них недопустимы; как работать с источниками и со справочниками; чтò есть в наши дни журналистcкаяэтика; как она соотносится с этикой общечеловеческой и с ограничениями,налагаемыми извне.
«Году литературы» постоянно нужны новые авторы, раскрывающие новые темы. И это – залог нашего живого профессионального общения к взаимному интересу и пользе.

К рассмотрению принимаются: статьи, интервью, заметки, обзоры, рецензии и т. д. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
[семинар перенесен – время уточняется]

(в редакции «Вопросов литературы»)
Онлайн-семинар «Перевод английский язык»
Михаил Визель — журналист, писатель, литературный критик, переводчик, шеф-редактором портала «Год литературы»
Желание поделиться написанным на другом языке, – будь то красивое стихотворение или увлекательная история, так же естественно, как желание запечатлеть на память и показать друзьям восхитительный пейзаж или сыграть им воодушевляющую песню. И при этом – так же, как ремесла фотографа и музыканта, содержат в себе составляющую творческую, которая, что называется, «от Бога», и часть техническую, которой можно и нужно учиться. Как устроен текст? Как слова сочетаются друг с другом? Как находить и справляться с «ложными друзьями переводчика»?
Этим мы и займемся. При этом, чтобы каждый не играл вразброс, у нас будет общий язык – английский, как самый распространенный ныне, и общая «партитура» – книга 1885 года из кабинета директора «Вопросов литературы»: The Ingoldsby Legends, or Mith&Marvels – прекрасный образчик викторианской романтической литературы, совершенно у нас не известный, собрание полусотни баллад о мертвецах, духах, призраках, и, предмет нашего интереса, одна прозаическая история, «Grey Dolphin: A Legend Of Sheppey», в целом повторяющая сюжет «Песни о вещем Олеге», но изложенная весьма изощренной прозой, дающей богатую возможность отточить переводческое мастерство. А ее объем – чуть больше авторского листа – позволяет уложиться как раз за 8 занятий. И тогда, в случае удачи, наш лабораторный опыт вполне может отлиться в реальную книгу.

К рассмотрению принимаются: переводы художественных произведений, их фрагменты и отрывки (при этом обязательно прикладывается английский оригинал текста). Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
16, 23, 30 мая
и 6, 13, 20, 27 июня
и 4 июля
в 19:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Эссеистика»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Эссе по жанру находится где-то по середине между стихотворением (верлибром) и прозой.
Некоторая необязательность (призрачная, на самом деле там прочные связи между словами), отсутствующий прямой сюжет (там, скорее, сюжет мысли) заставляет эссе быть промежуточным жанром.
И на этой пограничной полосе возможны свои чудеса. Впрочем, любой текст чреват чудесами и неожиданностями.
Если позволить тексту расти самому, вести тебя, то он скажет больше, чем ты хотел и можешь сказать.
Эссе учит свободе. В том числе и от самого себя.
Ты, как паук, ткешь что-то, к тебе имеющее непосредственное отношение (он же из себя эту нить, эту воздушную ткань берет), но это что-то оказывается больше, тоньше и прозрачнее тебя. И сияет на солнце.
Какой-то хищный словесный узор.
Надо просто его расшифровать.

К рассмотрению принимаются эссе, их фрагменты и отрывки. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
16, 23, 30 мая,
6, 13, 20, 27 июня
и 4 июля
в 19:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Драматургия»
Родион Белецкий — писатель, сценарист, драматург.
Для того, чтобы понять законы драмы достаточно несколько часов теории. Для того, чтобы научиться писать драму, без практики не обойтись. На семинаре каждый из вас будет сочинять свою собственную драматическую историю, и в идеале, пройдет путь от замысла до текста. Четыре вопроса к каждому персонажу. На сколько частей делить историю и каждую сцену, сколько поворотов должно быть в хорошей истории, почему начало считается особой зоной и когда автор получает карт-бланш? Все это вы узнаете на семинаре, а после, воспользовавшись знаниями тут же примените их на практике.

К рассмотрению принимаются пьесы. Важное уточнение! В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения, она также может представлять собой описание замысла будущей пьесы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
5, 12, 19, 26 апреля,
10, 17, 24, 31 мая
в 11:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Современное искусство и литература»
Ильмира Болотян — художник, писатель, кандидат филологических наук.
Задача семинара – познакомить слушателей с основными векторами взаимодействия художников и писателей в области современной литературы и искусства. От иллюстраций до книг художника, от поэтических экспликаций к выставкам до полноценных романов, от текстовых экспериментов до партиципаторных проектов, превратившихся в книги. Пишущие смогут расширить свой жанровый диапазон, а художники - извлечь идеи для своих литературных опытов.

Курс состоит из двух частей. Первая, основная, посвящена обсуждению теории и собственно произведений (список участники получат предварительно). Вторая часть (1-2 занятия) – обсуждение идей и проектов слушателей семинара..

К рассмотрению принимаются проектные заявки писателей и художников. В заявке опишите замысел вашего будущего произведения, либо уже готовое (по возможности добавляя фотографии), выполненное в междисциплинарном формате и технике; кроме того, можно присылать рецензии и статьи об объектах искусства, существующих на пересечении арта и литературы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
13, 20, 27 мая,
3, 10, 17, 24 июня
и 1 июля
в 19:00

(в «Zoom»)
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: pishemnakrishe@mail.ru
Телефоны: +7(495) 629-49-77; +7(495) 629-64-71