Программа
Семинары
Онлайн-семинар «Проза»
Сергей Беляков – писатель, историк, кандидат исторических наук, лауреат премии «Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Урал»
Задача семинара – помочь прозаикам научиться писать так, чтобы читать их сочинения было интересно не только им самим, но и другим людям, в том числе издателям и редакторам.

Курс будет состоять из двух неравных частей. Первая посвящена обсуждению повестей и рассказов, представленных самими участниками. На этом этапе важно дать возможность писателю увидеть, как его текст выглядит со стороны, как воспринимают его читатели, насколько реализован авторский замысел. Вторая часть – работа над специальными заданиями, их формат и тематика определятся после знакомства с текстами участников семинара.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
1, 8, 15, 22, 29 августа,
5, 12, 19 сентября
в 18:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Поэтический семинар можно назвать постоянным, однако занятия конечны и выстраиваются в некоторый цикл: к каждому участники получают задание, и мы все вместе учимся слушать тексты, созданные за неделю. Если семинарист начинает быстро расти, то есть писать каждый новый текст иначе, то при таком подходе это становится заметно сразу и всем.

Семинар принимает в свой круг людей, независимо от опыта чтения и письма: мы соприкасаемся с опытом друг друга, учимся наблюдать и слушать. Каждый текст получает подробное и ремесленное обсуждение: мы не вписываем его в литературу бывшую или нынешнюю, а учимся слушать и вытягивать стихотворение, ориентируясь на его звучание и структуру.

Наша задача – создать такую атмосферу, в которой каждый ученик получает от мастера то, что хочет. Кто хочет магистральную тему – находит магистральную тему, кто хочет научиться писать книгами – начинает писать книгами, каждый приобретает именно то, во что готов вкладываться.

Очень часто, на каждом семинаре, находится ученик, совершающий поразительные метаморфозы: он словно получает разрешение говорить и делает настоящий прыжок. Вы можете увидеть этот прыжок, научиться его видеть, и – самое главное – самостоятельно научиться «прыгать».

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
2, 9, 16, 23, 30 августа и 4, 13, 20 сентября
в 15:30

Внимание!Примечание:
занятие 4 сентября в 19:00

(в «Zoom»)
Офлайн-семинар «Мастерская» (для продолжающих)
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Текст пробуждается, смотрит сонно, вдруг капризничает, кричит. Мы его не понимаем. «Ты кушать хочешь? Есть? Тебе нехорошо? Ты не заболел?»
Он не заболел.
Он просто силится что-то сказать, и мы тут ему не помощники. Пока он сам не подберет звуки в слова, мы всё так и будем: «Ты не заболел? Тебе нехорошо? Может, ты кушать хочешь?»
Конечно, хочет.
И кажется, он хочет съесть именно тебя.
И мы отдадим ему какую-то свою часть (не физическую), он наестся, вырастет, уйдет от нас. А потом мы обнаружим, что в колыбельке (а мы и не планировали ее как колыбель, вообще это было наше рабочее место: компьютер, ноутбук, планшет, телефон) опять кто-то завелся.
И вот начинает просыпаться, и вот опять капризничает, кричит.
Будем теперь со всем этим жить.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
3, 10, 17, 24, 31 августа и 14, 21, 28 сентября
в 15:30

(в редакции «Вопросов литературы»)
Офлайн-семинар «Проза»
Ольга Новикова – прозаик, критик, редактор отдела прозы журнала «Новый мир»
«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», – легендарное приветствие «Серапионовых братьев», собиравшихся в 1921 году в петроградском Доме искусств. Мы будем говорить о том, как преодолеть эту естественную и даже необходимую трудность. Будем читать друг друга. На семинарах авторы выступят с изложением собственного кредо, а мы выскажем свои интерпретации и оценки их текстов. Обсуждать будем и произведения, представленные при записи в Школу, и вещи, написанные в процессе учебы.

В искусстве главное – личность автора. «Умеет писать» и «есть что сказать» – редко эти два качества встречаются в одном человеке.

Я вижу конкретные задачи: это выработка собственного стиля и тренировка наблюдательности, внимание к миру и к каждому человеку. Того, что мы берем из себя, для искусства не хватает.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
2, 9, 16, 30 августа,
6, 7, 13, 20 сентября
в 13:00

(в редакции «Вопросов литературы»)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Евгений Абдуллаев — поэт, прозаик, критик, кандидат
философских наук, член редакционного совета журнала «Дружба народов»
Вы пишете стихи.
Неважно, как давно вы этим занимаетесь. Написали свое первое стихотворение только что – или пишете уже годами.
Неважно, насколько серьезно вы к своим стихам относитесь. Называете их с улыбкой «стишками» – или с легкой дрожью в голосе, «произведениями». Или никак не называете, а давая кому-то прочесть, говорите, чуть потупившись: «Вот... написал...»
Неважно, что вы со стихами потом делаете. Стыдливо прячете от посторонних глаз – или же читаете и публикуете везде, где только возможно.
Все это неважно. Главное, что вы пишете стихи. И хотите писать их лучше.
Этот курс рассчитан на тех, кто готов учиться и расти. Кто готов расширить свое понимание того, что такое поэзия вообще – и, особенно, современная русская поэзия.
Что такое «поэзия для глаз» и «поэзия для слуха», и можно ли их соединить? Допустимы ли неправильности в стихах? Нужны ли и для чего в стихах повторы?
Ответам на эти и многие другие вопросы и будут посвящены эти занятия на виртуальной «крыше» одного из старейших литературных журналов.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
1, 8, 15, 22, 29 августа,
5, 12, 19 сентября
в 19:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Драматургия»
Родион Белецкий — писатель, сценарист, драматург.
Для того, чтобы понять законы драмы достаточно несколько часов теории. Для того, чтобы научиться писать драму, без практики не обойтись. На семинаре каждый из вас будет сочинять свою собственную драматическую историю, и в идеале, пройдет путь от замысла до текста. Четыре вопроса к каждому персонажу. На сколько частей делить историю и каждую сцену, сколько поворотов должно быть в хорошей истории, почему начало считается особой зоной и когда автор получает карт-бланш? Все это вы узнаете на семинаре, а после, воспользовавшись знаниями тут же примените их на практике.

К рассмотрению принимаются пьесы. Важное уточнение! В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения, она также может представлять собой описание замысла будущей пьесы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
2, 9, 16, 23, 30 августа,
6, 13, 20 сентября
в 11:00

(в «Zoom»)
Офлайн-семинар «Журналистика»
Михаил Визель — журналист, писатель, литературный критик, переводчик, шеф-редактором портала «Год литературы»
«Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием», – учит Экклезиаст. Кажется, что заоконная реальность опровергает его на каждом шагу. Глаз и ухо лопаются от новостей и мнений, идущих к нам из каждого утюга – теперь уже, кажется, буквально. Мало того: теперь и сами эти утюги, подключившись к интернету, научились вполне складно «генерить оригинальный контент» и отправлять его в телеграм-каналы…
Сохраняется ли в столь изменившихся условиях сама профессия журналиста? И если да, то в чем нынче его задача?
10 лет возглавляя редакцию работающего при «Российской газете» портала «Год литературы», я ежедневно задаю себе эти вопросы и ищу на них ответы.
Конечно, мой бэкграунд — переводческий семинар Литературного института, многолетнее книжное и музыкальное обозревательство и, главное, экстремальный опыт работы в первой редакции Lenta.ru, обобщенный в книге о ее основателе Антоне Носике «Создатель» (финал «Большой книги» 2023 г.), дает мне для этого достаточно инструментов. Но я прекрасно понимаю, что мир меняется ежедневно, и ответы нужны ежедневно новые.
На семинаре «Литературная журналистика», мы разберем, как преломляется в наши дни незыблемое «правило трёх W» (where, who, what), чем отличаются друг от друга репортаж, обзор, колонка, интервью, рецензия, список, каким критериям они должны удовлетворять, а какие вещи в них недопустимы; как работать с источниками и со справочниками; что есть в наши дни журналистcкая этика; как она соотносится с этикой общечеловеческой и с ограничениями, налагаемыми извне.
«Году литературы» постоянно нужны новые авторы, раскрывающие новые темы. И это – залог нашего живого профессионального общения к взаимному интересу и пользе.

К рассмотрению принимаются: статьи, интервью, заметки, обзоры, рецензии и т. д. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
[расписание уточняется]

(в редакции «Вопросов литературы»)
Онлайн-семинар «Перевод английский язык»
Михаил Визель — журналист, писатель, литературный критик, переводчик, шеф-редактором портала «Год литературы»
Желание поделиться написанным на другом языке, – будь то красивое стихотворение или увлекательная история, так же естественно, как желание запечатлеть на память и показать друзьям восхитительный пейзаж или сыграть им воодушевляющую песню. И при этом – так же, как ремесла фотографа и музыканта, содержат в себе составляющую творческую, которая, что называется, «от Бога», и часть техническую, которой можно и нужно учиться. Как устроен текст? Как слова сочетаются друг с другом? Как находить и справляться с «ложными друзьями переводчика»?
Этим мы и займемся. При этом, чтобы каждый не играл вразброс, у нас будет общий язык – английский, как самый распространенный ныне, и общая «партитура» – книга 1885 года из кабинета директора «Вопросов литературы»: The Ingoldsby Legends, or Mith&Marvels – прекрасный образчик викторианской романтической литературы, совершенно у нас не известный, собрание полусотни баллад о мертвецах, духах, призраках, и, предмет нашего интереса, одна прозаическая история, «Grey Dolphin: A Legend Of Sheppey», в целом повторяющая сюжет «Песни о вещем Олеге», но изложенная весьма изощренной прозой, дающей богатую возможность отточить переводческое мастерство. А ее объем – чуть больше авторского листа – позволяет уложиться как раз за 8 занятий. И тогда, в случае удачи, наш лабораторный опыт вполне может отлиться в реальную книгу.

К рассмотрению принимаются: переводы художественных произведений, их фрагменты и отрывки (при этом обязательно прикладывается английский оригинал текста). Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
[расписание уточняется]
в 19:00

(в «Zoom»)
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: pishemnakrishe@mail.ru
Телефоны: +7(495) 629-49-77; +7(495) 629-64-71