Программа
Семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников

поэт, эссеист
Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.
Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».
В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.
В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

[Запись на семинар закрыта]
6, 13, 20 и 27 октября
3, 10, 17 и 24 ноября
15:30

Редакция
«Вопросов литературы»
в доме Нирнзее,
Большой Гнездниковский пер., 10

Семинар «Проза»
Евгения Коробкова

критик, журналист, обозреватель
отдела культуры газеты
«Комсомольская правда»,
мастер «Литературных мастерских
Creative Writing School»

Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.

Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.

Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.

Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.

Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.

  • Как найти идею. Легко ли найти тему на безрыбье и какие приемы существуют для привлечения темы. Практикум: моделирование творческой летучки. Проработка идей будущего материала;
  • Структура художественного произведения. Как выбрать героя. С чего начать и как лучше закончить. Практикум: посещение важного события (по выбору: премьера фильма, репортаж, интервью);
  • Работа с деталью. Функции детали. Хронотоп. Практикум: отработка приема на конкретном событии (посещение актуального мероприятия);
  • Приемы комического. Маленькие приемчики и секреты, о которых не принято говорить. Как написать так, чтобы от вашего произведения не оторвались. Учимся создавать зацепки;
  • Как работать с редактурой и принимать критику. Учимся редактировать друг друга и грамотно выражать критические замечания;
  • «Еще немного, еще чуть-чуть». Работа над финальным произведением.
[Запись на семинар закрыта]
6, 13, 20 и 27 октября
3, 10, 17 и 24 ноября
15:30

Редакция
«Вопросов литературы»
в доме Нирнзее,
Большой Гнездниковский пер., 10
Семинар «Что такое современное искусство и как о нем писать»
Сергей Чебатков

журналист, культуролог,
автор текстов о современном искусстве
в различных СМИ

в течение семи лет ведущий радиопрограммы о современном искусстве «Арт-Гостиная» на «Радио России. Культура»

автор проекта «Монологи» в журнале «Артгид»
«…наиболее чуткие молодые люди в Париже, в Берлине, в Лондоне, в Нью-Йорке, Риме, Мадриде неожиданно для себя открыли, что традиционное искусство их совсем не интересует, более того, оно с неизбежностью их отталкивает. С этими молодыми людьми можно сделать одно из двух: расстрелять их или попробовать понять. Я решительным образом предпочел вторую возможность.» Хосе Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства» 1925

Современное искусство возникло более ста лет назад как реакция европейской культуры на глобальные изменения в существовании человеческой цивилизации, произошедшие на рубеже XIX и ХХ веков. У его истоков стояли художники, пытавшиеся переосмыслить и трансформировать традиционные виды искусств, потенциал которых, по их мнению, уже был полностью исчерпан. Сегодня при разговоре о современном искусстве мы имеем в виду в первую очередь уникальный синтез самых разных художественных языков, предоставляющий неограниченные возможности для творческого самовыражения.

В России современное искусство вышло из подполья в конце восьмидесятых годов прошлого века и в наши дни количество современных художников, выставок и институций, связанных с этим видом художественной деятельности растет в геометрической прогрессии. С такой же скоростью увеличивается потребность в текстах об искусстве, являющихся неотъемлемой частью практически каждого творческого проекта.

Настоящий курс рассчитан на тех, кто впервые хочет попробовать свои силы в качестве автора, пишущего о современном искусстве, а также для тех, кто уже знаком с предметом, но хочет упорядочить свои знания и получить дополнительные навыки для практической работы.

По итогам курса слушатели будут разбираться в основных принципах и направлениях современного искусства, понимать критерии его оценки, а также получат представления о структуре и особенностях различных форм письма об искусстве.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Лекция первая
Введение в современное искусство часть первая. (2,5 часа)

  • Этапы истории искусства, как способа отображения материального или духовного мира.
  • Базовые категории классической эстетики, принцип мимесиса.
  • Основные этапы развития искусства второй половины 19 начала ХХ века. (Отказ от формы, эмансипация цвета и т. д.)
  • Новое мировоззрение: Философия Фрейда и Ницше — общие понятия (апполоннизм и дионисизм, бессознательное и т. д.)
  • Понятие игры. Герман Гессе и его «Игра в Бисер.»
  • Семинар. Разбор тестового задания.

Тестовое задание: (Взять любое произведение изобразительного искусства второй половины 19 века. Определить, к какому направлению в живописи относится и почему. Дать оценку произведению с точки зрения категорий классической эстетики.)

Лекция вторая
Введение в современное искусство часть вторая. (2,5 часа)

  • Причины возникновения Авангарда, основные принципы авангардного искусства.
  • Основные стили и направления в искусстве авангарда.
  • Возникновение неклассической эстетики и ее основные категории (абсурд, телесность, повседневность и т. д.)
  • Абстрактный экспрессионизм, поп-арт, перформанс, хеппенинг, движение флюксус
  • Минимализм, концептуализм, искусство инсталляции, видео-арт
  • Ленд-арт, паблик-арт, сайт—специфичное искусство, акционизм, феминистское искусство
Семинар. Разбор тестового задания.

По итогам занятия тестовое задание. (Написать текст, в котором описать, какими принципами авангардного искусства руководствовался художник при создании своего произведения. Любое произведение современного искусства взять самостоятельно)

Лекция третья

Письмо об искусстве — вступительная часть, базовые информационные тексты, интервью. (2,5 часа)

  • виды письма об искусстве: объясняющие и интерпретирующие искусства тексты, их задачи и особенности
  • базовые законы письма об искусстве.
  • Наиболее распространенные ошибки начинающих авторов.
  • Базовые информационные тексты новость и пресс релиз
  • Новость (заголовок, лид, структура основного текста)
  • Пресс-релиз — структурные блоки пресс-релиза, рекомендации по взаимодействию со СМИ. (пресс-пакет и т. д.)
  • Интервью (подготовка к интервью, формы интервью, уловки собеседника и т. д.)
Семинар. Разбор тестового задания.

По итогам занятия тестовое задание. На основе полученных исходных данных (изображение произведений искусства, интервью с куратором выставки и художником) составить новость о мероприятии и его пресс-релиз. Придумать свои вопросы для интервью с куратором или художником.

Лекция четвертая

Письмо об искусстве — интерпретирующие и познавательные тексты, сетевое письмо об искусстве. (2,5 часа)

  • Подготовка с созданию интерпретирующих и познавательных текстов.
  • Письмо по истории искусства.
  • Ведение блога об искусстве в социальных сетях — основные рекомендации.
  • Рецензия на выставку (структура, стилистика и т. д.)
  • Трендовая или проблемная статья. Введение в арт-критику.
Семинар. Разбор тестового задания.
По итогам тестовое задание. Написать рецензию на любую выставку современного искусства.
По мере набора группы

Редакция
«Вопросов литературы»
в доме Нирнзее,
Большой Гнездниковский пер., 10
Семинар «Перевод кино»
Анна Савиных

переводчик художественной литературы,
редактор «Амедиа-ТВ»
20, 27 октября
3, 10, 17 и 24 ноября
1, 8 декабря
15:30

Редакция
«Вопросов литературы»
в доме Нирнзее,
Большой Гнездниковский пер., 10
Надежда Гайдаш

переводчик художественной литературы и кино,
преподаватель семинара «Амедиа-ТВ»
по телевизионному переводу
Мария Переяслова

переводчик художественной литературы,
редактор «Амедиа-ТВ»,
редактор в журнале «Вопросы литературы»
Редакторы «Амедиа-ТВ» Надежда Гайдаш, Анна Савиных и Мария Переяслова расскажут о том, как переводить англоязычные фильмы и сериалы. Как сделать так, чтобы все персонажи говорили живым языком? Как быть с шутками? Как не запутаться в профессиональных терминах? Как соблюсти в диалогах баланс между историзмом и современной остротой? Как уместить всю фразу в отведенное на видео время? В этом разберемся на семинарах. Ждем всех, кто интересуется кино и хочет попробовать себя в переводе или улучшить собственные навыки. Для участия в семинаре нужен английский на уровне B2 (Upper Intermediate).
Краткий курс «Писатель и соцмедиа: блог как новая форма эссе»
Евгения Власенко

маркетолог, литературный блогер
Мировым социальным медиа чуть более 15 лет, российским и того меньше, но сложно не замечать, насколько сильно они изменили повседневную жизнь и образ мышления современного человека. По официальным данным ВЦИОМ за 2018 год наибольшее количество контента читатель потребляет именно в социальных сетях. Создав, с одной стороны, конкуренцию традиционным формам литературных произведений, соцсети послужили средой для стремительного развития новой формы обращения к читателю — блогов.

Сегодня все больше и больше авторов и критиков приходят в блогосферу, потому что та дает ряд уникальных возможностей: является испытательным полигоном, позволяет найти своего читателя и получить обратную связь, служит средой для профессионального общения и дает возможность выстроить личный бренд. Блогерство можно считать новой диджитальной формой эссеистики и, в зависимости от площадки, на которой реализуется блогер, оно имеют свои особенности.

Курс рассчитан на тех, кто хочет попробовать себя в блогинге, прежде всего в текстовом, овладеть техниками и приемами письма в жанре диджитал-эссе, научиться продвигать свое творчество в социальных медиа и начать выстраивать личный бренд писателя/поэта/критика.

По итогам курса слушатели узнают об основных площадках, на которых можно сегодня развиваться поэту, писателю, литературному критику, попробуют себя в роли блогеров, научатся контент-планированию и освоят базовые методы продвижения в социальных сетях.

Лекция 13 октября 18:00
Писатель эпохи соцмедиа: писать в блог или в вечность

— особенности современных читателей: клиповое мышление, поколенческий разлом, миллениалы и поколение z;
 — литературные блогеры и литературные критики в современном литпроцессе;
 — почему выгодно быть медийным: разбор кейсов современных писателей;
 — личный бренд поэта, писателя, критика и способы его формирования в социальных медиа;
 — особенности площадок для продвижения разного типа контента.

Мастер-класс 20 октября 18:00
Тексты для блога

 — типы контента для блога и базовые правила;- тексты о себе (сторителлинг);
 — тизеры и вовлекающие посты (интрига, анонс и открытые вопросы для аудитории);
 — продающие тексты (основные приемы);
 — книжный обзор для блога (структура);
 — контент-планирование.

Задание: написать текст о себе для представления аудитории блога и сделать обзор книжной новинки, используя структуру вовлекающего или продающего поста.

Мастер-класс 27 октября 18:00
Формирование и продвижение личного бренда в социальных медиа (на примере Инстаграма)

 — позиционирование и отстройка от конкурентов;
 — оформление профиля в Инстаграм;
 — контент-возможности площадки: фото, видео, сторис, IGTV, прямые эфиры;- бесплатные методы продвижения;- продвижение постов и таргетированная реклама.

Задание: оформить страницу в Инстаграме, найти и подписаться на тематические блоги, подготовить контент-план и письмо блогеру о сотрудничестве.
13, 20, и 27 октября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «О языковых нормах и литературном языке»
Максим Кронгауз

лингвист, доктор филологических наук, профессор ВШЭ и РГГУ
В лекции речь пойдет о том, что такое языковая норма и литературный
язык, и как они связаны между собой. Мы поговорим о нормах на самых разных
языковых уровнях (от фонетики до речевого этикета и политкорректности),
обсудим изменение норм и их разрушение. А главное, попытаемся понять, зачем
нам вообще нужна норма и не проще ли было бы обойтись без нее.

План лекции:


  • Что такое языковая норма и литературный язык.
  • Примеры нормы на разных языковых уровнях: от ударения до речевого этикета.
  • Нарушение нормы и возможные последствия.
  • Изменение нормы и дискуссии о ней.
  • Отношение к норме.
6 октября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «Писать в блог или в вечность: писатель эпохи
соцмедиа»
Евгения Власенко

маркетолог, литературный блогер, автор проекта @knigagid, финалистка премий _Литблог и Блог-Пост
Мировым социальным медиа чуть более 15 лет, российским и того меньше, но сложно не замечать, насколько сильно они изменили повседневную жизнь и образ мышления. По официальным данным ВЦИОМ за 2018 год наибольшее количество контента читатель потребляет именно в социальных сетях. Создав, с одной стороны, конкуренцию традиционным формам литературных произведений, соцсети послужили средой для стремительного развития новой формы обращения к читателю – блогов.

Сегодня все больше и больше авторов и критиков приходят в блогосферу, потому что та дает ряд уникальных возможностей: является испытательным полигоном для творчества, позволяет найти своего читателя и получить обратную связь, служит средой для профессионального общения и дает возможность выстроить личный бренд.

На лекции мы поговорим о блогинге не только как о форме письма, но и как о способе продвижения себя и своего творчества, разберем понятие медийности в литературе, а также кейсы современных медийных и немедийных писателей.

Говорить будем предметно:
  • что такое блог и как в него писать;
  • как социальные сети могут помочь в продвижении своего творчества;
  • как строить личный бренд при помощи социальных медиа;
  • какую площадку выбрать для этого поэту, писателю, критику.
Просьба не выключать мобильные телефоны.
13 октября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «Современная русская проза: традиции, тенденции, имена»
Сергей Чередниченко

прозаик, литературный критик, редактор журнала «Вопросы
литературы», преподаватель Литературного института им. А. М. Горького
Может ли современный прозаик писать, не опираясь на какую-либо из существующих в русской литературе традиций? Может ли молодой прозаик писать, не учитывая творчество старших современников? Ответ на эти вопросы один: нет. Важная составляющая литературного мастерства — это способность помещать свое творчество в существующий литературный (и общественный) контекст.

В данной лекции с опорой на конкретные имена писателей будет дан обзор традиций и тенденций, появившихся в отечественной прозе в 1960—2000 годы. Слушатели узнают о таких явлениях как: деревенская и городская проза, постмодернистская проза первой и второй волны, женская проза, гиперреализм и чернуха в литературе, «новый реализм» и новый модерн.

Но главный вопрос лекции: как в этом богатстве и разнообразии прозаических практик найти свой неповторимый способ письма? Иными словами, вечный вопрос о сочетании традиций и индивидуального таланта.
3 ноября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «Литература DOC: между fiction и non-fiction»
Анна Жучкова

литературовед, литературный критик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН
Пресытившись большими идеями ХХ века, вымыслом фэнтези и постмодернистскими симулякрами, наша культура испытывает влечение к частной жизни, быту и жанру doc: театр doc, кино, автопсихологическая проза, документальная поэзия.

За книги жанра doc Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию, Леонид Юзефович — «Национальный бестселлер» и «Большую книгу».

На полках книжных магазинов с каждым годом все больше true stories и «я-документов»: как я встретил вашу маму, съездил в Монако, написал роман, обругал соседа.

Это может быть проза doc, написанная литераторами: А. Старобинец «Посмотри на него», О. Брейнингер «В Советском Союзе не было аддерола», А. Снегирев «Призрачная дорога», З. Прилепин «Некоторые не попадут в ад».

Или книжки, выросшие из блогов: Владимир Гуриев, Ольга Бешлей, Ольга Савельева, Олеся Лихунова, Лера Тихонова.

Литература doc правдивостью вытесняет fiction. Но не обладает достоверностью non-fiction. Она отражает лишь частный, субъективный опыт и тем не менее вливается в мейнстрим.

Почему это интересно сегодня? Может ли литература doc считаться искусством? Были ли у нашей литературы и раньше периоды влечения к быту — или это впервые? В чем отличие литературы от документа и литературы-документа? Похожи или различны литература doc и театр doc? Зачем нужен «другой» для эстетической завершенности? Равна ли литературная личность биографической в литературе doc?
10 ноября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «Современная любовная лирика: pro et contra»
Елена Погорелая

поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»
С тех пор, как сошли со сцены шестидесятники, лирика о любви стала уделом графоманов. Любовные стихи — самодеятельность, о чувствах и переживаниях сегодня не принято говорить напрямую, тем более — «традиционным» стихом. Почему так случилось и есть ли у современной лирики перспективы? Как оценивают ситуацию авторы и читатели?
17 ноября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
Лекция «Постмодернизм — как культурологическая спекуляция»
Михаил Елизаров

писатель, лауреат «Русского Букера»
Постмодернизм — это не только «совокупность воззрений и манифестных явлений» в современном искусстве, обществе, философии, отстаивающая идеи нового мироощущения, новой чувствительности, интертекстуальности, радикальной плюральности, и т. д., но и огромная культурологическая фикция, служащая задачам «глобального упрощения».

Подобно феномену «Закона Годвина», описывающего манипулятивный тупик любой дискуссии, через упоминание Гитлера и нацизма (то есть, кто первый обозвал оппонента фашистом, проиграл) постмодернистский дискурс о современной литературе подводит анализ современных авторов и текстов к бессмысленной герменевтике, в конечном итоге, утверждающей, что «постмодернистский текст» — это «постмодернистский текст».

Как не существует ни одного автора-постмодерниста, так нет ни одного постмодернистского текста. Есть лишь новейшая (и одновременно безнадёжно устаревшая) компилятивная система дешифровки — одна из многих прочих, которая предлагает не извлечение смыслов, а их разрушение, не анализ, а бесплодный дискурс ради дискурса. Перефразируя старый анекдот о чукче, «Постмодернизм — не писатель, постмодернизм — это читатель».

[Запись на лекцию закрыта]
24 ноября
18.00

Библиотека
им. Чехова,
Москва, Страстной бульвар, д.6, стр.2
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
Click to order
Cart
Total: 
Ваше имя
Ваш email
Ваш телефон
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: voplit@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629-49-77