Программа
Семинар «Поэзия» + лекции
Дмитрий Воденников

поэт, эссеист
Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.

Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.
12 занятий
(8 семинаров
4 лекции)

Длительность:
2 месяца
(4, 11, 18, 25 апреля
16, 23, 30 мая
6 июня
17:00)

Редакция
«Вопросов литературы»,
Большой Гнездниковский пер., д. 10
Цикл лекций о поэзии XX-XXI веков
Дмитрий Воденников

поэт, эссеист
Моя любимая тема – что писать стихи надо так как их нельзя писать. Тогда ты можешь преодолеть поэтическое ремесло. И опять в него уткнуться. Все люди и их стихи, о которых будет вестись речь (от самых что ни есть новаторов до вполне себя якобы почвенников), здесь существуют как будто не по праву, переходя черту. Мы посмотрим, как это можно делать, используя совершенно разные методы и пользуясь противоположной оптикой - делать для того, чтобы твои стихи оставались живыми. Иногда даже утрачивая привычную для стихов форму - или наоборот становясь такими гипер-стихами. Пути поэзии - все окольные. Но околицы у каждого разные.

  • Лекция первая: «Небесными чернилами»
Как попытаться писать паузами и недоговорённостями, как преодолеть инерцию стихотворения, как написать сказку на новый лад.

  • Лекция вторая: «Сны, которые нам не снятся»
Мир прирастает прошлым. Стихотворение прирастает предыдущими стихотворениями, не всегда твоими. Как сшить сове стихотворение из той ткани, которой шьются сны.


  • Лекция третья: «Ропот и смирение»
От почвенников к западникам и обратно. Стихотворения-двойники.

  • Лекция четвертая: «Сюжет в поэзии»
В стихотворении сюжет всегда только мимикрирует под сюжет.
Настоящее стихотворение никогда нельзя пересказать.


Длительность каждой лекции 1,5 часа
4 лекции

4, 11, 18, 25 апреля
14:30

Музей-квартира Прокофьева
Камергерский пер.,
д. 6
Семинар «Проза» + лекции
Евгения Коробкова

критик, журналист, обозреватель
отдела культуры газеты
«Комсомольская правда»,
мастер «Литературных мастерских
Creative Writing School»

Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.

Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.

Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.

Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.

Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.

  • Как найти идею. Легко ли найти тему на безрыбье и какие приемы существуют для привлечения темы. Практикум: моделирование творческой летучки. Проработка идей будущего материала;
  • Структура художественного произведения. Как выбрать героя. С чего начать и как лучше закончить. Практикум: посещение важного события (по выбору: премьера фильма, репортаж, интервью);
  • Работа с деталью. Функции детали. Хронотоп. Практикум: отработка приема на конкретном событии (посещение актуального мероприятия);
  • Приемы комического. Маленькие приемчики и секреты, о которых не принято говорить. Как написать так, чтобы от вашего произведения не оторвались. Учимся создавать зацепки;
  • Как работать с редактурой и принимать критику. Учимся редактировать друг друга и грамотно выражать критические замечания;
  • «Еще немного, еще чуть-чуть». Работа над финальным произведением.
10 занятий
(8 семинаров
2 лекции)

Длительность:
2 месяца
(4, 11, 18, 25 апреля
16, 23, 30 мая
6 июня
17:00)

Редакция
«Вопросов литературы»,
Большой Гнездниковский пер., д. 10
Цикл лекций о прозе XX века
Алексей Варламов

писатель и публицист,
исследователь истории русской
литературы XX века.
Доктор филологических наук,
профессор МГУ,
ректор Литературного института им. А. М. Горького.
Взаимоотношения писателя и власти один из ключевых вопросов истории русской литературе ХХ века. Попытка управлять литературой со стороны государства путем прямого вмешательства, запрета, насилия, принуждения, поощрения, увещевания и ответная реакция литературного сообщества - важнейшие факты литературной жизни нашей страны в минувшем столетии. Свой роман с властью был у каждого крупного писателя - Булгакова, Платонова, Алексея Толстого, Анны Ахматовой и др. Сопротивление, непротивление, компромиссы, самые разные модели писательского поведения стали частью личной авторской стратегии.

  • Лекция первая: «Художник и власть в XX веке»
  • Лекция вторая: «Деревенская проза. Взгляд из ХХI века»

Длительность каждой лекции 1,5 часа
2 лекции

30 мая
18:00
6 июня
14:30

Музей-квартира Прокофьева
Камергерский пер.,
д. 6
Семинар «Критика и литературоведение» + лекции
Елена Луценко

редактор журнала «Вопросы литературы»,
доцент кафедры истории и теории литературы РАНХиГС;
старший научный сотрудник
Центра современных компаративных
исследований РГГУ,
Школы актуальных гуманитарных
исследований ЛИЛИ РАНХиГС.
10 занятий
(8 семинаров
2 лекции)

Длительность:
2 месяца
(4, 11, 18, 25 апреля
16, 23, 30 мая
6 июня
17:00)

Редакция
«Вопросов литературы»,
Большой Гнездниковский пер., д. 10
Сергей Чередниченко

редактор журнала «Вопросы литературы»,
литературный критик,
старший преподаватель
кафедры литературного мастерства
Литературного института им. А.М. Горького.
Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?

Как выбрать тему и жанр исследования?

Что такое сюжет критической и литературоведческой статьи?

Как работать с источниками?

Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?

Что такое литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях?


Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях, а так же разбирать ваши тексты и делать небольшие практические задания по редактированию. По итогам работы автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».

Семинар адресован в первую очередь аспирантам и магистрантам гуманитарных специальностей, которые хотят расширить свои знания в сфере литературной критики. Для участия в семинаре необходимо предоставить на конкурс авторский текст в любом жанре критики или литературоведения объемом не более 20 000 знаков.
    Цикл лекций о критике и литературоведении XX–XXI веков
    И. Шайтанов

    критик, эссеист, профессор,
    руководитель Центра современных
    компаративных исследований (ИФИ РГГУ),
    ведущий научный сотрудник РАНХиГС,
    главный редактор журнала «Вопросы литературы»,
    литературный секретарь премии «Русский Букер».
    Лекция первая: Жанры литературной критики
    Критика неохотно признают «писателем», а, тем не менее, критика это литература, со своими жанрами и, желательно, узнаваемым стилем. У нее иная степень творческой рефлексии. Современный писатель (раньше это было не так!) может не знать о жанрах и законах, соблюдать и нарушать их интуитивно. Критик должен их знать, чтобы применить ради понимания. Что значит парадокс В. Шкловского о том, что литература развивается «не от отца к сыну, а от дяди к племяннику»? Почему поэзия это «рефлексирующее слово» (Г. Винокур)? Формулировки современных законов парадоксальны и индивидуальны. Попробуем в них разобраться, чтобы сделать инструментом, реально востребованным в разных критических жанрах.


    Лекция вторая: Критика в «Вопросах литературы»
    Первые слова на обложке Вопросов литературы" - «журнал критики и литературоведения». Они разделяют или объединяют два обозначенные пути подхода к пониманию литературы? В этом соседстве есть взаимная ответственность. У литературоведения в ВЛ обязательства — перед критикой и читателем. Мы говорим нашим ученым авторам: писать о своем, не понижая уровня, но так, чтобы заинтересовать и того, кто открыл ваш текст не для того, чтобы пополнить диссертационную библиографию. У критики в ВЛ — обязательства не только перед литературой, но и перед наукой о литературе. Эссеизм приветствуется, но не в качестве своего мнения, опережающего знание, но — за ним следующего. Научная ответственность и стилистическая свобода — общее требование для всех жанров, но в каждом из них по-разному проявляющее себя.


    Длительность каждой лекции 1,5 часа
    2 лекции

    16, 23 мая
    14:30

    Музей-квартира Прокофьева
    Камергерский пер.,
    д. 6
    Школа литменеджмента «Ваш PR-менеджер Валерий Брюсов»
    Валерий Брюсов

    поэт, прозаик, переводчик,
    литературовед, литературный критик,
    основоположник русского символизма,
    профессор, ректор Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ)
    Деятельность в литературном пространстве все чаще требует от участников индустрии навыков менеджмента. Менеджер литературных проектов — это не агент, не редактор, не издатель. Он вступает в игру на том этапе, когда автор выходит из литературного процесса в социо-экономический.

    • Занятие первое: «Современный читатель и концепции литературных проектов: контекст и зона интересов аудитории. Дискуссия издателей, редакторов, литменеджеров и блогеров».

    Участники: Алексей Портнов, Татьяна Стоянова («Редакция Елены Шубиной»), Екатерина Писарева (« Афиша Daily»), Алексей Кулаков (директор по продукту издательского сервиса «Ridero», Егор Мостовщиков («Батенька, да вы трансформер»), Евгения Власенко (блогер, маркетолог), Яна Семёшкина (блогер), редакторы «Storytel».

    • Занятие второе: «Как НКО и АНО получить грант для проектов в сфере образования, продвижения и популяризации литературы и науки. Мастер-класс от "Президентских грантов"».

    Ведущий: специальный представитель Фонда президентских грантов

    • Занятие третье: «Организация литературных мероприятий: поиск спикеров, площадка, сбор аудитории etc. Мастер-класс».

    Ведущая: Евгения Власенко – маркетолог, литературный блогер, автор проекта @knigagid, финалистка премий «Литблог» и «Блог-Пост».

    • Занятие четвертое: «Продвижение литературных проектов через лидеров мнений/блогеров. Мастер-класс».

    Ведущий:

    Внимание! Это направление обучения бесплатное! Вам нужно только записаться.

    Длительность каждого мероприятия 1,5 часа
    4 занятия

    20, 21 апреля
    (время будет известно позднее)

    Инновационный центр Сколково
    Москва, Сколково, Большой бульвар,
    д. 42, стр. 1

    БУДЬТЕ В КУРСЕ
    Не пропустите новости школы,
    подпишитесь на нашу рассылку
    Click to order
    Cart
    Total: 
    Ваше имя
    Ваш email
    Ваш телефон
    По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

    E-mail: voplit@mail.ru
    Телефон: +7 (495) 629-49-77
    Запись на школу литменежмента «Ваш PR-менеджер Валерий Брюсов»
    Бесплатно