Программа
Лекции
Онлайн-программа
Самоцензура и новый этический кодекс: новая социальная повестка в творчестве современного писателя
Григорий Служитель
Современность все настойчивее требует от писателя соответствия новым этическим нормам. По сути, художник все чаще вынужден цензурировать собственное творчество. Вместо того чтобы довериться эстетическому чутью, писатель в страхе думает об инстанциях (медиа, социальные сети), которые способны устроить ему аутодафе за неследование новейшему этическому кодексу. Я предлагаю поговорить о том, где проходит граница между безусловной свободой самовыражения и навязанным извне долгом перед социумом; о том, существуют ли (и если да, то каковы они) обязательства художника перед своей эпохой?
1 ноября
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Образцовое стихотворение: что это такое и можно ли его написать самому
Артем Скворцов
У каждого состоявшегося поэта есть корпус наиболее представительных текстов. Их называют «образцовыми», «эталонными», «каноническими». «Снигирь» Державина, «Перед зеркалом» Ходасевича, «— Кыё! Кыё!..» Чухонцева… Такие стихи необычайно притягательны и влиятельны: они будоражат воображение, вызывают волны откликов и порой рождают желание повторить чужой успех.

Но эстетическая удача всегда уникальна. Буквально воспроизвести ее нельзя, а вот понять, почему художественное событие случилось, можно.

В рамках занятия будет предложен разбор некоторых классических и современных стихов, а также выдвинута рабочая теория «образцового стихотворения». Поищем ответ на вопрос, может ли начинающий стихотворец написать нечто великое — и что для этого нужно сделать.


8 ноября
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Поэзия после ___: быть или не быть?
Алексей Саломатин
Поэзию бессчетное количество раз хоронили, объявляли вне закона, бросали с парохода современности и ставили на службу идеологии. Результат известен.

Тем не менее на каждом историческом этапе вновь и вновь слышен вопрос: возможна ли поэзия здесь и сейчас — или ей пришла пора если не исчезнуть, то переродиться в нечто качественно иное?

Попробуем разобраться, до стихов ли теперь русскому слову и как это слово должно прозвучать, чтобы стать подлинно современным.
15 ноября
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Как понимать историческую поэтику?
Игорь Шайтанов
Студенту-филологу имя Александра Николаевича Веселовского и название его системы поэтики, названной ее создателем «исторической», известны с 1 курса. О нем говорят — великий, иногда — создатель русской филологической школы, в пространстве которой расположились и формалисты, и Бахтин, и Пропп, и Лотман. В последние годы совершается запоздалое открытие Веселовского в мировом масштабе, и становится ясно, что без него все вышеперечисленные имена оказываются вне способного объяснить их контекста. Так что же такое «историческая поэтика», почему само словосочетание пишут то в кавычках, то без них? Почему долго бытовало мнение, оформленное строительной метафорой, будто грандиозное здание современной поэтики Веселовский не вывел выше фундамента, что великая идея, поманившая многих, так и осталась не воплощенной? Какое значение для понимания имеет план «исторической поэтики», обнаруженный через полвека после смерти ученого и воплощенный в ее издании только в XXI веке?
22 ноября
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Классическая поэтика неклассической эпохи
Игорь Шайтанов
В области гуманитарного знания значение русской филологической школы общепризнанно, имена хорошо известны, за каждым — несколько расцитированных терминов. Но насколько верно поняты основания школы, насколько умело применены ее идеи? Дефицит понимания и, следовательно, адекватного применения идей — очевидное следствие того, что весьма смутно видятся основные положения исторической поэтики; как связать синкретизм с вопросом о различии языка поэзии и языка прозы, какое отношение история поэтического стиля имеет к поэтике сюжета и истории идеалов? Наконец, почему свою систему поэтики А. Н. Веселовский собирался завершить таким — не устаревшим ли? — понятием как «жанр»? И какое отношение историческая поэтика имеет к сегодняшнему искусству слова, способствует ли его пониманию?
29 ноября
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Не весь Розанов
Алексей Варламов
История жизни и любви самого парадоксального русского философа, очерк его творчества и влияние Розанова на литературу ХХ века.
6 декабря
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Русская проза нового века
Алексей Варламов
Впервые за много лет русская литература сегодня абсолютно свободна. Хорошо ли это?
13 декабря
16:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Время как четвертое измерение романа
Ольга Славникова
Роман – это реальность вымышленная, но все-таки подобная той, в которой живет автор. Как правило, время в романе идет обычным порядком, от настоящего к будущему. Но у романиста есть ряд приемов манипуляции временем: вдоль оси этого четвертого измерения можно передвигаться, чередуя события с разными датировками. Это свобода, но свобода неполная. Какие события «реальной реальности» нужно учитывать романисту для создания достоверной прозы? Как выстроить хронологию в книге с несколькими сюжетными линиями? Каких ошибок не избежали даже известные писатели? Обо всем этом – лекция, посвященная времени в романе.
20 декабря
18:00 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Семинары
Онлайн-программа
Как преподавать (современную) литературу?
Елена Погорелая — поэт, критик,
переводчик, кандидат филологических наук,
редактор журнала «Вопросы литературы».
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13, 20 декабря
в 14:00 (МСК)

Бесплатно
Проведение онлайн в «Zoom»
Анна Жучкова — литературовед,
литературный критик, доцент кафедры
русской и зарубежной литературы РУДН.
Вопрос о преподавании литературы в современной системе образования — один из самых важных и болезненных для действующих учителей и преподавателей ВУЗов. Как преподавать классику, чтобы сделать её интересной? как пробудить в учениках желание читать? как обсуждать классические произведения, если сама их фактура и проблематика кажется предельно далёкой от современного школьника? Можно ли, наконец, включать в школьную программу обсуждение современной литературы — и если да, то как сориентироваться в текущем литературном процессе?

Обо всём этом пойдёт речь в нашем курсе для учителей, организованном школой «Пишем на крыше». Курс рассчитан как на «теоретическое» знакомство с современной литературой, так и на практическое применение основных преподавательских «фишек» на школьных уроках и вузовских семинарах.

Ведущие курса — школьные и университетские преподаватели, кандидаты филологических наук, литературные критики А. Жучкова и Е. Погорелая [мы прямо близнецы-братья].

Курс предполагает следующие занятия:

- трудности современного преподавания литературы в школе;

- классика в школе и в вузе: потребовать vs заинтересовать;

- современная русская литература в контексте школьной программы и школьного преподавания;

- кто есть кто в современной русской литературе;

- современный young adult глазами учителя и ученика;

- фишек.нет: делимся опытом и ключевыми приемами для использования на уроках литературы.
Сторителлинг в подкастах. Как рассказать свою историю?
Яна Семёшкина — журналист и литературный критик. Окончила филфак МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор книжного блога и подкастов о писательском мастерстве «Fabula Rasa» и «ВопЛи».
Содержание курса:

Урок 1. Зачем делать свой подкаст ?
как протестировать идею для подкаста;
какой формат передачи выбрать;

Урок 2. Как сделать подкаст?
как написать первый сценарий;
как организовать студию звукозаписи в домашних условиях;
как монтировать подкаст (и почему монтаж — это творческий манифест);

Урок 3. Постпродакшн подкаста
как сделать обложку и джингл;
как правильно "упаковать" подкаст;

Урок 4. Продвижение подкаста
как продвигать подкаст;
как вывести подкаст в ТОП-itunes;

Урок 5. Монетизация.
как зарабатывать на подкасте?

Урок 6. Масштабирование.
как масштабировать подкаст ?

Урок 7. Авторское право в подкастах.
как использовать музыку, изображение и фрагменты фильмов в подкасте?

Урок 8. Как сделать нарративный подкаст?
о типах сторителлинга в подкастинге
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13, 20 декабря
в 12:00 (МСК)

Проведение онлайн на платформе «Webinar»
Практикум по драме
как не писать, а написать пьесу
Марта Райцес

драматург, основатель и методист проекта «Книжныйгид.org». Участник Любимовки. Шортлистер Independent International Award for Improper Dramaturgy «Neem», конкурсов «Исходное событие» и «Маленькая ремарка», лонглистер конкурса «Кульминация» и т.д.. Спектакли по пьесам автора поставлены в театрах разных городов: от Уфы до Красноярска.
Курс для тех, кто не будет больше откладывать. За семь вечеров мы напишем пьесы, воспользовавшись предложенным на практикуме инструментарием. А на восьмой прочтем тексты на публику.

План вечеров:
1 вечер: Зачем писать? Кто это уже делал и что ему за это было? Какой текст для театра? Можно ли назвать пьесой инструкцию к чайнику? Классическое представление о драме и ее отличиях от других родов литературы. Примеры исключений. Правила оформления пьесы, как единственные обязательные правила.

2 вечер: 7 оригинальных способов вдохновиться на пьесу. Сбор материала на 7 текстов по-разному и выбор, той единственной истории для первой пьесы.

3 вечер: Типы конфликта. Разные теории организации сюжета (Аристотель, Воглер, Макки, Труби) и здравый смысл. Краткий план будущей пьесы.

4 вечер: Герои и персонажи. Как написать современного героя? И каким он может быть?

5 вечер: Диалог и монолог. Говорение в жизни и в пьесе.

6 вечер: Необходимость парадокса. Зачем писать новые пьесы, если есть готовые? Поиск другой точки зрения, иначе - авторского взгляда.

7 вечер: Неразрывность содержания и формы в драме. Вычитка и правка рукописи, как защита ее от порчи редакторами и режиссерами.
1, 8, 15, 22, 29 ноября и
6, 13 декабря
18:00,
20 декабря
20:00 (МСК)

Проведение онлайн в «Zoom»
Литературная критика
Анна Жучкова — литературовед,
литературный критик,
доцент кафедры русской
и зарубежной литературы РУДН.
31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
13:00 (МСК)

Проведение онлайн в «Zoom»
Сергей Чередниченко — прозаик, критик,
редактор журнала «Вопросы литературы»,
преподаватель Литературного института им. А. М. Горького
Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?

Чем отличается критическая статья от литературоведческой? (Спойлер: структурой, позицией автора, субъективностью, образностью, лексикой)

Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?

Что такое литературная критика? Каковы ее цели, задачи и роль в литературном процессе?

Есть ли у критики творческая свобода, как у поэзии и прозы? Должна ли критика, как литературоведение, основываться на анализе? (Ответ: оба раза да)

Литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях.

Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях.

Но главное – практическая часть. И мы будем:

- разбирать ваши тексты;
- отрабатывать приемы критической полемики;
- анализировать прозу современных авторов;
- выполнять задания по редактированию;
- писать критическую рецензию/статью.

Итогом работы и условием получения диплома станет публикация вашей критической статьи, созданной в школе «Пишем не крыше», на литературном портале «Текстура». Автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».

Для участия в семинаре необходимо предоставить на конкурс авторский текст в любом жанре критики или литературоведения объемом от 5 000 до 15 000 знаков.
«Литературное мастерство» для москвичей старшего поколения
Глеб Шульпяков — поэт, прозаик, переводчик, эссеист, заместитель главного редактора журнала «Новая Юность».
Что движет человеком, когда он хочет передать свой опыт через художественное слово? Страх забвения, жажда славы? Мы пишем, чтобы удержать в памяти то, что ускользает и забывается. Но в какой-то момет оказывается, что написанное важнее и больше чем память. Художественный текст это форма познания. Умение выразить письменным словом то, что не поддаётся логике разума. Форма познания мира — и самопознания. Можно ли научить познанию? Конечно. А самопознанию?

Этот процесс бесконечен, ибо поднимаясь на одну ступеньку, мы обнаруживаем впереди ещё несколько. Что обескураживает, но обернитесь — какой вид открывается позади, когда столько ступеней пройдено. Писать значит подниматься над собой, но тут мы подходим к вопросу о читателе: как сделать так, чтобы вид, который видим только мы, мог быть доступен постороннему человеку? Научить восхождению нельзя, но передать то, что видит поднимающийся — можно.

Цикл семинаров, который я предлагаю вашем вниманию, поможет передать этот вид. Опыт человека бесценен, но он поддается архивации и транспортировке. Художественное слово — самый надежный контейнер.

Внимание! Участники набираются в возрасте 55+. Также дополнительное условие – обязательное наличие карты москвича.
29 октября,
5, 12, 19, 26 ноября и
3, 10, 17, 24 декабря
в 14:00 (МСК)

Бесплатно
Проведение онлайн в «Zoom»
Семинары
Офлайн-программа
Поэзия
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.


Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать", „знать", „понимать", „осознавать", „верить", „хотеть", „помнить", „представлять", „желать" и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.
31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
16:00

Проведение офлайн
Редакция журнала «Вопросы литературы»
Проза
Евгения Коробкова — критик, журналист, обозреватель отдела культуры газеты «Комсомольская правда»
Писатели лукавы. Этапы своей работы над текстом (свою мастерскую) предпочитают не раскрывать, ограничиваясь общими словами и высокими фразами. Но стать писателем невозможно, если не знаком с основными этапами работы над текстом и если постоянно сомневаешься: а правильно ли я сделал.

Мы не будем заново изобретать велосипед, а честно пройдем по основным этапам работы с велосипедом, отработав их до автоматизма.

Мои занятия будут максимально совмещены с практикой.

Небольшая лекция и практическое занятие, часть которого можно выполнить во время лекций. Главные этапы работы могут увидеть свет в качестве публикаций в главных столичных изданиях. Студенты побывают с мастером на настоящем интервью со звездой, на настоящем репортаже.

Результатом работы по окончании курса станет написанный рассказ.

Как найти идею. Легко ли найти тему на безрыбье и какие приемы существуют для привлечения темы. Практикум: моделирование творческой летучки. Проработка идей будущего материала;

Структура художественного произведения. Как выбрать героя. С чего начать и как лучше закончить. Практикум: посещение важного события (по выбору: премьера фильма, репортаж, интервью);

Работа с деталью. Функции детали. Хронотоп. Практикум: отработка приема на конкретном событии (посещение актуального мероприятия);

Приемы комического. Маленькие приемчики и секреты, о которых не принято говорить. Как написать так, чтобы от вашего произведения не оторвались. Учимся создавать зацепки;

Как работать с редактурой и принимать критику. Учимся редактировать друг друга и грамотно выражать критические замечания;

«Еще немного, еще чуть-чуть». Работа над финальным произведением.
31 октября,
7, 14, 21, 28 ноября и
5, 12, 19 декабря
16:00

Проведение офлайн
Редакция журнала «Вопросы литературы»
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
Click to order
Total: 
Ваше имя
Ваш email
Ваш телефон
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: voplit@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629-49-77
Запись на семинар "Как преподавать (современную) литературу?"
Бесплатно
Запись на семинар "«Литературное мастерство» для москвичей старшего поколения"
Бесплатно