Программа
Лекции
Русская поэзия и читатель: итоги опроса и опыт журнала Prosodia
Владимир Козлов, поэт, главный редактор журнала о поэзии Prosodia, руководитель аналитического центра «Эксперт Юг», доктор филологических наук.
Кто и почему читает сегодня русскую поэзию? Почему читателю поэзии нужно помогать? Что влияет на количество читателей поэзии? Как увеличить аудиторию поэзии? Почему поэты пишут о стихах? И почему пишут мало? Почему сегодня кризис поэтической критики и что в связи с этим делать? Какие задачи перед собой ставит медиа о поэзии Prosodia?

[Запись на лекцию закрыта]
31 октября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Улыбайтесь, господа, или Над чем смеетесь? Смешное в поэзии
Алексей Саломатин, литературный критик, кандидат филологических наук.
Почему важнейшим из чувств для поэта является чувство юмора? Почему те, кто избегает смеяться, рискуют попасть в смешное положение? Почему чрезмерная серьезность чревата самыми серьезными последствиями? Что общего у анекдота и бессмертной лирики, и как скабрезные стихи инициировали большой взрыв русской поэзии?

[Запись на лекцию закрыта]
14 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Мыслящая муза, или Поэтическое открытие природы
Игорь Шайтанов, критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»
Одним из первых проявлений самосознания человека был взгляд, брошенный на природу и различивший в ней сходство с событиями человеческой души. А. Н. Веселовский назвал это поэтическое явление «психологическим параллелизмом», проследив как менялся, усложняясь, поэтический образ. Поэтическое слово многократно осложнялось в диалоге души и природы, то истончаяя и растворяя видимый образ в тонкостях переживания, то возвращаясь к зримому и попытке рассмотреть его жизнь и динамику. Эпическая отрешенность сменялась импрессионизмом, описательность — многократным усложнением подобий, скрытых в таинственной геометрии авангардных образов.

[Запись на лекцию закрыта]
21 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Дизайнер книги – соавтор или издательский инструмент?
Яков Красновский, графический дизайнер, арт-директор дизайн-бюро «Barry&Brom Design Bureau», дизайнер бумажной версии журнала «Вопросы литературы», лауреат международного конкурса «Образ книги» (2017) и национального конкурса «Жар-книга» (2020).
Что нужно знать автору при общении с дизайнером его будущей книги? Может, нам и не стоит встречаться? Издательство знает, какой моя книга должна быть? Это три самых распространенных вопроса, которые задают авторы себе и редактору при издании их первых книг. На примере трех разных издательских проектов мы поговорим об основных методах работы при проектировании изданий, а также о личном опыте сотрудничества с небольшими и крупными издательствами.

[Запись на лекцию закрыта]
12 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Арсений Тарковский: стих и судьба
Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, профессор РГГУ, филолог, критик
Лирика Арсения Тарковского (1907-1989) широко известна и почитаема. Вместе с тем, его творческая биография, история изданий стихотворений до сих пор содержат в себе немало непроясненных вопросов, даже загадок. В лекции совмещены два взгляда на поэзию Тарковского: популяризаторский и исследовательский. С одной стороны, очень важно рассказать об особенностях лирики большого русского поэта, о его эстетических и жизненных принципах, с другой - обозначить некоторые научные и биографические сюжеты, которые до сих пор совершенно не известны широкому кругу читателей.

Обстоятельства «гибели» первой книги поэта, подготовленной автором к печати еще в 1946 году, особенности «запоздалого дебюта» Тарковского, издавшего первые сборник в возрасте 55 лет, драматические литературные отношения с Осипом Мандельштамом и Мариной Цветаевой, малоизвестная в печати фронтовая поэзия Тарковского из газеты «Боевая тревога», современные эдиционные проблемы, связанные с изданием стихов Арсения Тарковского – эти другие темы будут затронуты в лекции.

Изложение материала будет иллюстрироваться неизвестными архивными материалами, будут также использованы архивные звукозаписи чтения стихотворений в авторском исполнении.

[Запись на лекцию закрыта]
24 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Женская лирика вчера и сегодня
Елена Погорелая, поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы».
Тема пола и гендера сегодня – одна из самых острых. Болезненная для одних, занимательная для других... Естественно поэтому, что внимание читателя привлекает женская проза и женская лирика. С чего начиналась женская поэзия, кто стоит у ее истоков? Как меняется женское лирическое «я» от конца XIX столетия к началу XXI? Какое место в этом процессе занимает так называемая фем-поэзия, и какие еще формы женского поэтического высказывания сейчас актуальны?

[Запись на лекцию закрыта]
26 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Семинары
Семинар «Поэзия» для новых участников
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать“, „знать“, „понимать“, „осознавать“, „верить“, „хотеть“, „помнить“, „представлять“, „желать“ и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

Цена: 8999 ₽
Количество мест ограничено

Регистрация закрыта
29 октября
5, 12, 26 ноября
3, 10, 17, 24 декабря
Семинар «Поэзия» для постоянных участников
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать“, „знать“, „понимать“, „осознавать“, „верить“, „хотеть“, „помнить“, „представлять“, „желать“ и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

Цена: 7999 ₽
Количество мест ограничено

Регистрация закрыта
30 октября
6, 13, 27 ноября
3, 11, 18, 25 декабря
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: voplit@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629-49-77