Программа
Лекции
Русская поэзия и читатель: итоги опроса и опыт журнала Prosodia
Владимир Козлов, поэт, главный редактор журнала о поэзии Prosodia, руководитель аналитического центра «Эксперт Юг», доктор филологических наук.
Кто и почему читает сегодня русскую поэзию? Почему читателю поэзии нужно помогать? Что влияет на количество читателей поэзии? Как увеличить аудиторию поэзии? Почему поэты пишут о стихах? И почему пишут мало? Почему сегодня кризис поэтической критики и что в связи с этим делать? Какие задачи перед собой ставит медиа о поэзии Prosodia?

[Запись на лекцию закрыта]
31 октября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Как и зачем писать о поэзии: тайны хороших рецензий
Владимир Козлов, поэт, главный редактор журнала о поэзии Prosodia, руководитель аналитического центра «Эксперт Юг», доктор филологических наук.
Почему в России много пишущих стихи и мало пишущих о стихах? Кто сегодня предъявляет спрос на поэтическую критику? Почему большие поэты XX века много писали о стихах? Как написать хорошую рецензию на поэтическую книгу? Как выглядит композиция типовой рецензии? Какие подводные камни есть на каждом этапе подготовки рецензии? Как трансформируется жанр рецензии в зависимости от задач?

[Запись на лекцию закрыта]
7 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Улыбайтесь, господа, или Над чем смеетесь? Смешное в поэзии
Алексей Саломатин, литературный критик, кандидат филологических наук.
Почему важнейшим из чувств для поэта является чувство юмора? Почему те, кто избегает смеяться, рискуют попасть в смешное положение? Почему чрезмерная серьезность чревата самыми серьезными последствиями? Что общего у анекдота и бессмертной лирики, и как скабрезные стихи инициировали большой взрыв русской поэзии?

[Запись на лекцию закрыта]
14 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Мыслящая муза, или Поэтическое открытие природы
Игорь Шайтанов, критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»
Одним из первых проявлений самосознания человека был взгляд, брошенный на природу и различивший в ней сходство с событиями человеческой души. А. Н. Веселовский назвал это поэтическое явление «психологическим параллелизмом», проследив как менялся, усложняясь, поэтический образ. Поэтическое слово многократно осложнялось в диалоге души и природы, то истончаяя и растворяя видимый образ в тонкостях переживания, то возвращаясь к зримому и попытке рассмотреть его жизнь и динамику. Эпическая отрешенность сменялась импрессионизмом, описательность — многократным усложнением подобий, скрытых в таинственной геометрии авангардных образов.

[Запись на лекцию закрыта]
21 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
«Все флаги в гости будут к нам», или Русский ответ на идею всемирности
Игорь Шайтанов, критик, эссеист, профессор, руководитель Центра современных компаративных исследований (ИФИ РГГУ), ведущий научный сотрудник РАНХиГС, главный редактор журнала «Вопросы литературы»
Е. Баратынский был прав в своем суждении о поэтической мысли, часто опережающей научные и философские построения: «Сначала мысль воплощена…» Поэзия угадывала и улавливала идеи еще не воплощенными, не доказанными. Почему А. Пушкин, вначале записавший знаменитую строку «Медного всадника» «…и заторгуем на просторе», в окончательном тексте заменил глагол на «запируем»? Наконец, почему сам «Медный всадник», по слову замечательного филолога Л. Пумпянского являющийся «самым не понятым» произведением русской литературы, оказался столь загадочным и ускользающим от понимания? Может быть потому, что прежде ответа, который в нем хотели бы расслышать, нужно восстановить контекст, чтобы вспомнить вопрос, ответом на который должна была прозвучать пушкинская поэма?

[Запись на лекцию закрыта]
28 ноября,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Современные русские поэтические палимпсесты
Артем Скворцов, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, литературный критик, поэт.
Искусство поэзии всегда развивалось благодаря непрерывной перекличке поэтов разных эпох, стран и культурных пространств. Переклички эти могут быть как «диалогом» поэтов, так и «дуэлями» между ними. Одно из определений поэзии у Пастернака: «Это – двух соловьев поединок», – а Мандельштам некогда утверждал, что «в поэзии всегда война». В любом случае от подобных творческих столкновений выигрывает читатель. Но он должен обладать особой чувствительностью, чтобы уловить «электрические разряды», пробегающие между стихами непохожих друг на друга авторов.

Существует особый тип поэтической переклички – палимпсест. Это стихотворение, сознательно написанное словно бы поверх конкретного текста-предшественника. В отличие от других случаев творческих связей здесь принципиально важна авторская установка на сохранение тех или иных формальных признаков исходного текста: метрики, ритмики, строфики, лексики, композиции или даже ряда образов и мотивов. Однако палимпсест не копия оригинала, он всегда отталкивается от него – изменяя первичный смысл или эмоцию.

Палимпсесты бывают двух типов: открытого и скрытого. В соответствии с этим у них разные посылы и различные художественные задачи. Открытый ясно посылает читателю сигнал о тексте-предшественнике, скрытый же устроен сложнее, здесь читатель сам должен знать о том, что оригинал в принципе существует.

На лекции мы рассмотрим ряд выразительных примеров палимпсестов, на которые так богата современная русская поэзия, и постараемся постичь, какого эффекта в каждом конкретном случае достигают поэты.

[Запись на лекцию закрыта]
5 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Дизайнер книги – соавтор или издательский инструмент?
Яков Красновский, графический дизайнер, арт-директор дизайн-бюро «Barry&Brom Design Bureau», дизайнер бумажной версии журнала «Вопросы литературы», лауреат международного конкурса «Образ книги» (2017) и национального конкурса «Жар-книга» (2020).
Что нужно знать автору при общении с дизайнером его будущей книги? Может, нам и не стоит встречаться? Издательство знает, какой моя книга должна быть? Это три самых распространенных вопроса, которые задают авторы себе и редактору при издании их первых книг. На примере трех разных издательских проектов мы поговорим об основных методах работы при проектировании изданий, а также о личном опыте сотрудничества с небольшими и крупными издательствами.

[Запись на лекцию закрыта]
12 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Арсений Тарковский: стих и судьба
Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, профессор РГГУ, филолог, критик
Лирика Арсения Тарковского (1907-1989) широко известна и почитаема. Вместе с тем, его творческая биография, история изданий стихотворений до сих пор содержат в себе немало непроясненных вопросов, даже загадок. В лекции совмещены два взгляда на поэзию Тарковского: популяризаторский и исследовательский. С одной стороны, очень важно рассказать об особенностях лирики большого русского поэта, о его эстетических и жизненных принципах, с другой - обозначить некоторые научные и биографические сюжеты, которые до сих пор совершенно не известны широкому кругу читателей.

Обстоятельства «гибели» первой книги поэта, подготовленной автором к печати еще в 1946 году, особенности «запоздалого дебюта» Тарковского, издавшего первые сборник в возрасте 55 лет, драматические литературные отношения с Осипом Мандельштамом и Мариной Цветаевой, малоизвестная в печати фронтовая поэзия Тарковского из газеты «Боевая тревога», современные эдиционные проблемы, связанные с изданием стихов Арсения Тарковского – эти другие темы будут затронуты в лекции.

Изложение материала будет иллюстрироваться неизвестными архивными материалами, будут также использованы архивные звукозаписи чтения стихотворений в авторском исполнении.

[Запись на лекцию закрыта]
24 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Женская лирика вчера и сегодня
Елена Погорелая, поэт, критик, переводчик, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы».
Тема пола и гендера сегодня – одна из самых острых. Болезненная для одних, занимательная для других... Естественно поэтому, что внимание читателя привлекает женская проза и женская лирика. С чего начиналась женская поэзия, кто стоит у ее истоков? Как меняется женское лирическое «я» от конца XIX столетия к началу XXI? Какое место в этом процессе занимает так называемая фем-поэзия, и какие еще формы женского поэтического высказывания сейчас актуальны?

[Запись на лекцию закрыта]
26 декабря,
18:30 (МСК)

Пройдет онлайн на платформе «Webinar»
Семинары
Семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.


Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо.
Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх.

Мы будем писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» текст настоящий. Попробуем понять, когда в нас начинает говорить инерция (а это хуже всего) и когда мы позволяем себе сделать прыжок вверх.

Странным образом, говоря только о себе (а они всегда говорят только сами о себе), настоящие тексты выбалтывают то, что больше нас.

Я однажды сказал где-то: «Для этого — чтоб быть чем-то новым — НЕ НАДО ни писать верлибром, ни писать метрически, ни что-то особо крутить со шрифтом или еще с чем-то, ни отказываться что-то крутить. Для этого надо просто — честно в себя всматриваться.

Не подглядывать (потому что подглядывать за собой невозможно), а именно всматриваться». Уверен в этом и сейчас.

Паланик (это не мой любимый писатель, но наблюдение его верное) говорил своим студентам: «С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: „думать“, „знать“, „понимать“, „осознавать“, „верить“, „хотеть“, „помнить“, „представлять“, „желать“ и сотни других, к которым вы так любите прибегать».

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть», продолжил он. — И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже. До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

Вот мы и попробуем написать и разобрать тексты, которые будут еще не текстами, которые будут голыми.

В идеале это и должно дать вам настоящий толчок. Либо к написанию своих первых настоящих текстов, либо к выходу на новый этап.

Цена: 9 499 ₽
Для участников предыдущих семинаров: 7 499 (обращаться к куратору школы)
Количество мест ограничено

[Запись на семинар закрыта]
30 октября, 6, 13, 18 и 27 ноября, 4, 11 и 18 декабря 15:30 (МСК)

Проведение офлайн:
Б. Гнездниковский,
д. 10, редакция журнала «Вопросы литературы»
Семинар «Проза»
Владимир Новиков, писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ
Научиться писать можно только у самого себя. Стоит говорить с читателями собственным, единственным и неповторимым голосом. А чтобы его услышать, развить и поставить, нужно общение с другими пишущими, честное и доброжелательное обсуждение сочинений.

Первый признак настоящего прозаика — роман с языком. Это когда ты любишь родной язык, а он отвечает тебе взаимностью, подсказывает нужное слово, помогает построить фразу так, чтобы в ней возникала тяга, пробуждался, говоря современным словечком, драйв. Это приходит не сразу, придется помучиться. Но главное — чтобы читатель не мучился потом, читая сочиненное нами, чтобы он получал удовольствие. Только при этом условии ему передадутся авторская мысль и авторское чувство.

В полноценной прозе есть своя поэзия, но в общем стих и проза различаются. Поэт — человек, который глубоко понял самого себя, прозаик — тот, кто умеет понять другого человека. И придумать другого человека — да так, чтобы в героя поверили, а еще лучше — чтобы читатели узнавали в нем себя. Не просто следили за сюжетом, но проживали его в процессе чтения. Не меньшие права имеет нон-фикшн. Невыдуманная история может оказаться равноценной вымыслу. Художественность ее — в языке, в многозначности авторского образа.

Современная проза вбирает в себя черты визуальных искусств. Большой прозаик — он и художник, и драматург, и режиссер, и композитор. Он интересуется искусством: смотрит, слушает, внимает. И, конечно, читает своих современников — и прозаиков, и поэтов.

Но для начала давайте напишем первую фразу — такую, чтобы она сразу стала зерном — если не романа, то рассказа. И начнем обдумывать следующую. А итоговая задача — научиться навыкам литературной коммуникации, взаимодействия с читателем.

В семинар приглашаются все желающие — независимо от возраста, образования и литературного опыта.

[Запись на семинар закрыта]
31 октября, 6, 13, 20 и 27 ноября, 4, 11 и 18 декабря
16:30 (МСК)

Проведение офлайн:
Б. Гнездниковский,
д. 10, редакция журнала «Вопросы литературы»
Критика
Анна Жучкова — литературовед, литературный критик,
редактор журнала «Вопросы литературы»,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН

30 октября, 6, 13, 20 и 27 ноября, 4, 11 и 18 декабря
16.00 (МСК)

Проведение онлайн в «Zoom»
Сергей Чередниченко — прозаик, критик,
преподаватель Литературного института им. А. М. Горького
Как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью?

Чем отличается критическая статья от литературоведческой? (Спойлер: структурой, позицией автора, субъективностью, образностью, лексикой)

Как говорить о чужом тексте? Как редактировать свой и чужой текст?

Что такое литературная критика? Каковы ее цели, задачи и роль в литературном процессе?

Есть ли у критики творческая свобода, как у поэзии и прозы? Должна ли критика, как литературоведение, основываться на анализе? (Ответ: оба раза да)

Литературная критика и литературоведение на страницах журнала «Вопросы литературы», в других «толстых» журналах и в интернет-изданиях.

Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на занятиях.

Но главное – практическая часть. И мы будем:

- разбирать ваши тексты;
- отрабатывать приемы критической полемики;
- анализировать прозу современных авторов;
- выполнять задания по редактированию;
- писать критическую рецензию/статью.

[Запись на семинар закрыта]
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: voplit@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629-49-77