Программа
Семинары
Семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Мир прирастает прошлым. Ты сразу видишь: такой огромный хвост времени, как будто бесконечный, непредставимый, упирающийся одним концом в Большой взрыв, другим – вот сейчас, именно сейчас – под нашими ногами, за нашей спиной прирастающий прошлым. И мы сами общим прошлым становимся. Вот мы подняли лицо от клавиатуры – а мир прирос на один кивок, мы написали новый текст – и мир прирос на один текст. Но все это уже не действительно, осталось в прошлом: кивок головой вверх, новый текст. Надо идти дальше.

Текст – это сумма ритмических рисунков. Ты сам, пишущий, это понимаешь и можешь попытаться показать тем, кто хочет это понять. Где рисунок просел, где он отличный, а где вместо того, чтобы вести этот рисунок, тебе просто набросали случайных слов.

Задача семинара – показать, где есть настоящая энергия текста, а где только попытка этот текст написать. Где работает энергия, инерция, просто желание ставить слово после слова (как написала однажды Ахмадулина), потому что желание что-то сказать совсем не равно сказанному.

Настоящий текст – это почти вышивание. Иногда очень грубыми (но они, допустим, здесь и должны быть грубыми), суровыми нитками. А тут – мелкими и атласными.

Если правильно выстроить свой текст, прислушаться к нему, он тебя выведет в сад расходящихся тропок.

Самое сложное – это писать цикл. Потому что цикл – это ведь очень сложно устроенный организм. Там не должно быть все равномерно, равноценно. Тебе надо научиться самому и надо других научить понимать, как цикл строится. Потому что иногда даже в хороших текстах есть золото и есть олово – и олово там необходимо. Без него, олова, текст станет не разлепляемым, мертвым. Даже у Пушкина и Бродского есть эти лакуны другого материала в тексте, где читатель может отдохнуть, перевести дух. Потому что если ты являешься поэтическим Мидасом, то текст будет не живой, он будет весь золотой, этого не может быть. Условно говоря, первая и вторая строчка должны быть золотые, третья – серебряная, четвертая – полотняная или льняная. Текст вообще сложный организм. Но его выстраивать, его вытягивать – этому людей можно научить.

Рассматриваем это на примерах не только текстов студентов и слушателей курса, но и на стихотворениях Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Бориса Слуцкого, Беллы Ахмадулиной и других авторов.

Школа «Пишем на крыше» — это некоммерческий проект, направленный на повышение уровня писательского мастерства. Однако количество оплачиваемых журналом «Вопросы литературы» мест ограничено, поэтому отбор в Школу проводится на конкурсной основе. Авторы лучших текстов будут учиться бесплатно, но у тех, чьи тексты были оценены не столь высоко, есть возможность платного участия в каждой из программ.

В рамках конкурса приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение размера — не более 25 тыс знаков.
По выходным
с 4 ноября по 24 декабря
Семинар «Проза»
Владимир Новиков, писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ
Задача семинара – формирование у его участников навыков сюжетосложения, создания и обрисовки характеров, овладение культурой художественной речи, а в идеале – обретение индивидуального стиля («романа с языком»).

Работу семинара предполагается развернуть в двух направлениях. Первое – обсуждение прозаических текстов, представленных авторами при поступлении в семинар. Участники читают произведения друг друга и выступают на семинаре с их анализом и оценкой. Конкретная задача – выявить авторский замысел и определить степень его творческой реализованности, прочесть содержащийся в произведении «месседж», оценить текст «по гамбургскому счету» (то есть чисто эстетически) и вместе с тем обсудить перспективы востребованности его современным читателем.

Руководитель семинара в своем слове обобщает сказанное участниками и дает личные рекомендации каждому из авторов.

Второе направление работы – создание участниками новых текстов в период работы семинара. Планируются два творческих задания. Одно – компактная новелла на современном жизненном материале с философской доминатной. Другое – динамичное и по возможности остроумное эссе о нынешнем состоянии литературы и возможных путях ее дальнейшего развития.

По итогам выполнения творческих заданий проводится общее обсуждение.

Школа «Пишем на крыше» — это некоммерческий проект, направленный на повышение уровня писательского мастерства. Однако количество оплачиваемых журналом «Вопросы литературы» мест ограничено, поэтому отбор в Школу проводится на конкурсной основе. Авторы лучших текстов будут учиться бесплатно, но у тех, чьи тексты были оценены не столь высоко, есть возможность платного участия в каждой из программ.

В рамках конкурса приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение размера — не более 40 тыс знаков.

По выходным
с 4 ноября по 24 декабря
Семинар «Критика»
Анна Жучкова — литературовед, литературный критик,
редактор журнала «Вопросы литературы»,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН
Программа:
8 занятий, каждое продолжительностью 80 минут.
Структура занятия:
60 минут – практическая часть,
20 минут – теоретическая часть.

Учебный план:
1 занятие – знакомство, разговор о целях, с которыми участники пришли на семинар. Постановка общих задач.
— Теоретическая лекция: современное состояние критики поэзии.
Задание на следующее занятие: найти лучший, с точки зрения участника, критический текст о поэзии, написанный в ХХI веке. Быть готовым доказать свой выбор – аргументированно, по пунктам.

2 занятие – обсуждение «лучшего» критического текста о поэзии, написанного в ХХI веке, создание матрицы «идеальной» для современности критики поэзии.
— Теоретическая лекция: Что такое стихи? Теория литературы ХХ века в поисках формулы поэзии.
Задание на следующее занятие: анализ стиховой материи Д. Данилова, А. Горбуновой, А. Долгаревой.

3 занятие – обсуждение поэзии Д. Данилова, А. Горбуновой, А. Долгаревой.
— Теоретическая лекция: Жанры литературной критики. Жанр рецензии.
Задание на следующее занятие: рецензия на сборник Д. Данилова / А. Долгаревой / любого поэта по выбору участника.

4 занятие – обсуждение написанных рецензий силами участников семинара.
— Теоретическая лекция: автофикшн VS мифопроза.
Задание на следующее занятие: прочитать «F20» А. Козловой и «Рану» О. Васякиной.

5 занятие – беседа о книгах А. Козловой и О. Васякиной. Сравнительный анализ.
Теоретическая лекция: ситуация метамодерна. Особенности поэтики метамодернистского текста. Задание на следующее занятие – прочитать сборник К. Рябова «Фашисты»

6 занятие – литературно-критический анализ сборника К. Рябова «Фашисты».
Теоретическая лекция: как писать критику – требования формата, особенности языка, уровни и способы анализа художественного текста. Задание на следующий семинар – написать рецензию на любое произведение К. Рябова / А. Козловой / О. Васякино / писателя по выбору участника семинара.

7 занятие – обсуждение рецензий, написанных участниками семинара.

8 занятие – обсуждение рецензий, написанных участниками семинара.

Школа «Пишем на крыше» — это некоммерческий проект, направленный на повышение уровня писательского мастерства. Однако количество оплачиваемых журналом «Вопросы литературы» мест ограничено, поэтому отбор в Школу проводится на конкурсной основе. Авторы лучших текстов будут учиться бесплатно, но у тех, чьи тексты были оценены не столь высоко, есть возможность платного участия в каждой из программ.

В рамках конкурса приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение размера — не более 40 тыс знаков.

По выходным
с 4 ноября по 24 декабря
Семинар «Драматургия»
Ярослава Пулинович, драматург.
Что мы будем делать на занятиях:

  1. Научимся создавать героя, придумаем его образ, его мотивацию и его язык.
  2. Узнаем, что такое структура пьесы.
  3. Научимся придумывать конфликты внутри пьесы.
  4. Узнаем, что такое обстоятельство, исходное событие, повортное событие, кульминация и другие увлекательные вещи.
  5. Будем играть в драматургические игры, которые в итоге помогут нам написать свою собственную пьесу.
Школа «Пишем на крыше» — это некоммерческий проект, направленный на повышение уровня писательского мастерства. Однако количество оплачиваемых журналом «Вопросы литературы» мест ограничено, поэтому отбор в Школу проводится на конкурсной основе. Авторы лучших текстов будут учиться бесплатно, но у тех, чьи тексты были оценены не столь высоко, есть возможность платного участия в каждой из программ.

В рамках конкурса приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение размера — не более 40 тыс знаков.

По выходным
с 4 ноября по 24 декабря
Вебинар для подростков
Елена Погорелая, поэт, критик, учитель
Что может дать литература подростку? Да еще и в нашем современном мире, который давно уже, кажется, перестал быть логоцентричным и в качестве вариантов для саморазвития предлагает всевозможные визуальные техники и форматы – от собственного блока на youtube или tik-tok до подкаста и раскрученного Инстаграма?

Все дело в том, что литература, в отличие от различных форм визуального, предлагает нам не столько результат, сколько процесс. Процесс познания себя и мира, процесс рефлексии, процесс эволюции… Занимаясь главным образом проблемой становления человека во времени, литература подразумевает множество вариантов развития – в отличие от прочих видов саморепрезентации, как правило, поставляющих аудитории более-менее готовый продукт.

Поэтому на наших занятиях мы будем пытаться ответить на любимый вопрос Иосифа Бродского: «Что такое время и что оно делает с человеком?» А еще – как увидеть время «глазами жанра» (и что это за зверь такой – жанр), как разработать собственную «нарративную стратегию», как построить «арку персонажа» и куда сквозь нее в итоге можно будет пройти.

Проза, поэзия, критика – наш семинар позволит не только попробовать себя на разных площадках современного литературного поля, но и подробнее познакомиться с литературным процессом и понять, точно ли вы хотите присоединиться к нему.
По выходным
с 4 ноября по 24 декабря
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: voplit@mail.ru
Телефон: +7(495) 629-49-77