Семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Мир прирастает прошлым. Ты сразу видишь: такой огромный хвост времени, как будто бесконечный, непредставимый, упирающийся одним концом в Большой взрыв, другим – вот сейчас, именно сейчас – под нашими ногами, за нашей спиной прирастающий прошлым. И мы сами общим прошлым становимся. Вот мы подняли лицо от клавиатуры – а мир прирос на один кивок, мы написали новый текст – и мир прирос на один текст. Но все это уже не действительно, осталось в прошлом: кивок головой вверх, новый текст. Надо идти дальше.
Текст – это сумма ритмических рисунков. Ты сам, пишущий, это понимаешь и можешь попытаться показать тем, кто хочет это понять. Где рисунок просел, где он отличный, а где вместо того, чтобы вести этот рисунок, тебе просто набросали случайных слов.
Задача семинара – показать, где есть настоящая энергия текста, а где только попытка этот текст написать. Где работает энергия, инерция, просто желание ставить слово после слова (как написала однажды Ахмадулина), потому что желание что-то сказать совсем не равно сказанному.
Настоящий текст – это почти вышивание. Иногда очень грубыми (но они, допустим, здесь и должны быть грубыми), суровыми нитками. А тут – мелкими и атласными.
Если правильно выстроить свой текст, прислушаться к нему, он тебя выведет в сад расходящихся тропок.
Самое сложное – это писать цикл. Потому что цикл – это ведь очень сложно устроенный организм. Там не должно быть все равномерно, равноценно. Тебе надо научиться самому и надо других научить понимать, как цикл строится. Потому что иногда даже в хороших текстах есть золото и есть олово – и олово там необходимо. Без него, олова, текст станет не разлепляемым, мертвым. Даже у Пушкина и Бродского есть эти лакуны другого материала в тексте, где читатель может отдохнуть, перевести дух. Потому что если ты являешься поэтическим Мидасом, то текст будет не живой, он будет весь золотой, этого не может быть. Условно говоря, первая и вторая строчка должны быть золотые, третья – серебряная, четвертая – полотняная или льняная. Текст вообще сложный организм. Но его выстраивать, его вытягивать – этому людей можно научить.
Рассматриваем это на примерах не только текстов студентов и слушателей курса, но и на стихотворениях Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Бориса Слуцкого, Беллы Ахмадулиной и других авторов.
Школа «Пишем на крыше» — это некоммерческий проект, направленный на повышение уровня писательского мастерства. Однако количество оплачиваемых журналом «Вопросы литературы» мест ограничено, поэтому отбор в Школу проводится на конкурсной основе. Авторы лучших текстов будут учиться бесплатно, но у тех, чьи тексты были оценены не столь высоко, есть возможность платного участия в каждой из программ.
В рамках конкурса приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.
Ограничение размера — не более 25 тыс знаков.